Датчик коленвала — где найти, и как он устроен

Датчик коленвала — где найти, и как он устроен

Датчик коленвала — где найти, и как он устроен

Датчик коленвала является одним из основных датчиков системы управления двигателем. Он отвечает за общую синхронизацию работы системы зажигания силового агрегата, своевременный впрыск топлива. В случае неисправности датчика коленвала запуск двигателя становится невозможным.

Принцип действия датчиков коленвала

Датчики коленвала в процессе развития автомобилестроения использовали различные принципы работы. Своеобразным датчиком положения коленвала можно считать контактную систему зажигания, расположенную на трамблере двигателей внутреннего сгорания ВАЗ 2101 – 2106. Кулачковый механизм, работающий синхронно с коленвалом, прерывал контакты, формируя, таким образом, искру зажигания.

Контактные датчики были ненадежны. Поэтому контактную систему заменила бесконтактная. В качестве датчиков использовались датчики Холла. Принцип их действия основан на эффекте Холла. Рабочий элемент датчика представлял собой полупроводниковую прямоугольную пластину. На одни противоположные грани пластины подавалось напряжение питания. Со смежных граней снимался сигнал датчика. При прохождении мимо датчика магнита на сигнальных выводах датчика Холла образовывалось электрическое смещение. Таким образом, во время вращения коленвала датчик Холла формировал импульсы, синхронные с частотой вращения двигателя, которые управляли его работой. Датчики Холла располагались также на трамблере. Сейчас многие автолюбители по-прежнему называют датчики коленвала датчиками Холла, хотя принцип действия их поменялся.

Датчики коленвала современных двигателей имеют электромагнитный принцип действия. Основа датчика: электромагнитная катушка, намотанная тончайшим проводом на магнитном сердечнике. При прохождении мимо такой катушки металлических выступов, замыкающих магнитное поле датчика, формируется достаточно большой электрический импульс, который используется для синхронизации работы двигателя.

Датчик коленвала — где найти, и как он устроен

Различают два типа датчиков коленвала:

  • двухвыводные датчики коленвала без встроенного усилителя;
  • трехвыводные датчики коленвала с встроенным импульсным усилителем.

Места установки датчиков коленвала

Стандартными местами установки датчиков коленвала являются:

  • в районе маховика двигателя;
  • на зубчатом шкиве коленвала;
  • на трамлере.

Трамблерная система синхронизации использовалась в автомобилях до 2000 годов выпуска, поэтому в современных автомобилях найти датчик коленвала в данном месте не представляется возможным. Но зубчатом шкиве коленвала, который приводит в движение ремень ГРМ датчик коленвала устанавливается редко, но устанавливается.

Наиболее частое место установки датчика коленвала – в районе маховика. На маховик наносятся специальные метки и риски, которые используются для формирования импульсов датчика коленвала. Многие автолюбителя во время ремонта или замены двигателя устанавливают маховики от других моделей двигателей. После этого часто возникают проблемы с синхронизацией: двигатель не заводится, начинает троить, стрелять.

Территориально датчик коленвала следует искать:

  • в месте соединения двигателя с коробкой передач в верхней трети двигателя;
  • немного выше стартера (или с обратной стороны двигателя) в районе маховика;
  • под стартером либо в нижней трети двигателя для некоторых моделей двигателей.

Датчик обычно крепится одним или двумя болтами на 10.

Датчик коленвала — где найти, и как он устроен
Причины и признаки неисправности датчика коленвала, методы контроля

Основные причины неисправности датчика коленвала:

  • естественный износ (датчик коленвала имеет определенный ресурс, обычно выходит из стоя после 15-20 лет эксплуатации);
  • попадание на датчик масла, антифриза, других жидкостей уменьшает его ресурс;
  • оседание стружки (примагничивание) на рабочую область датчика уменьшает его чувствительность;
  • механическое повреждение рабочей области датчика;
  • высокие перепады температур могут привести к внутреннему обрыву тончайшего проводника катушки датчика.

Классический признак неисправности датчика коленвала: двигатель на холодную заводится без проблем, затем, по мере прогревания, начинает троить, затем вообще глохнет. Постояв и остыв в течение 15 минут, двигатель вновь заводится без проблем. В таком случае необходимо набросить на датчик коленвала тряпку, смоченную в холодной воде, и быстро ехать к месту стоянки или ремонта.

Проверить двухвыводной датчик можно с помощью мультиметра в режиме измерения сопротивления 2000 Ом. Его сопротивление должно быть в пределах от 200 до 1500 Ом. Трехвыводной датчик необходимо проверять в схеме согласно инструкции по ремонту автомобиля.

https://www.youtube.com/watch?v=3TCcw73LZis

Комментировать