СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ПРОСЛУЖИТ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ТЯГАЧ?

СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ПРОСЛУЖИТ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ТЯГАЧ?

Вопрос этот волновать начал российских предпринимателей еще в далеких девяностых, в эру формирования российского рынка междуннародных и междугородных перевозках, тогда основную массу в автопарках составляли тягачи седельные «КАМАЗ» и «МАЗ».
Тогда многие сразу же перешли на поддержанную зарубежную технику, но остались и патриоты.Серийные тягачи седельные  марок «КАМАЗ» и «МАЗ» с самого начала не соответствовали требованию, предъявляемым к тягачам магистральным для междуннародных рейсов по техническо-эксплуатационым и эколлогическим характеристикам.Пытаясь выжить в новых рыночных условий, РУП «МАЗ» решили эту проблему за счет использований зарубежных моторов MAN и осталось на плаву на рынке  магистральных международных тягачей. ОАО «КАМАЗ» ограничилось выпуском автомобилей для междугородных перевозок по российским дорогам,в виду того,что работа по модернизаций собственых моторов КАМАЗ затянулось и серийный выпуск по евронормам Euro-2 появился только в 2003 году.Напомним,что ОАО «Автодизель» Ярославский моторный завод  уже в 1998–1999 годах серийно запустил дизельный двигатель ЯМЗ-7511, удовлетворявший требованиями Euro-2, и начали его постовлять на  автозавод в Минске.Речь о двигателях мы не случайно завели,именно срок выработки мотора до состояния, требущего  капитального ремонта, определяет нормотивный срок службы самого авто.
В отношении отечественых грузовых машин сложилась стабильная практика эксплуатировать их и после капитального ремонта двигателя, даже иногда капитальный ремонт проводят даже многократно. Этот подход к эксплуатации транспортного средства специалисты называют сверхнормативным сроком службы, и в итоге это приводит к рекордной величине пробега грузовика – до 1 миллиона километра и больше. Но для реальной стоимости подобного рекорда предпочтительно всегда соотносить пробег с тратами на ремонтные работы,ГСМ и обслуживание, так как эксплуатация сверхнормативная  зачастую просто нецелесообразна экономически.
На основании экономической целесообразности строится политика ведущих зарубежных производителей, сразу закладывающих в свои грузовики нормативный пробег до утилизации – от 1 миллиона километров и выше.
Ну а пока только новейшие модификации и модели  отечественных автомобилей заметно смогли  приблизиться к аналогам из за рубежа. Например, заявляенные производителем пробег последних моделей седельных тягачей до капитального ремонта имеют следующие цифры
МАЗ-64220 (6х4) – 600 000 км;
МАЗ-544003 (4х2) – 800 000 км;
КАМАЗ-5460 (4х2) – 800 000 км (с зарубежной коробкой передач ZF)
КАМАЗ-54115 (6х4) – 500 000 км;
Заявляемые цифры впечатляют, так как отличаются от импортных уже не более чем в два раза
.
Основная группа эксплуатируемых по российским дорогам седельных тягачей имеют низкие по западным меркам, но внушитильные по российским  до капремонта максимальные пробеги:примерно 400 000 км – для «камазов» и около 500 000 км – для «мазов».Кроме этого, довольно четко определился и нижний порог износа двигателей: 250 000 – 300 000 км, почти равный для обеих марок. Расчет средней величины показывает, что 56 процентов седельных тягачей МАЗ имеют ресурс моторов около 400 000 км, а более 60% седельных тягачей КАМАЗ – около 300 000  полагать, что это реальные цифры, потому-что вряд ли шофера стали бы скрывать эти показатели, которыми можно было бы похвастаться.
Эти цифры хорошо совпадают с данными  нормативной документации.Пример- в документе ОНТП-01-91 «Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта» указаны величины ресурсного пробега базовой модели КАМАЗ-5320 – не менее 300 000 км. Сопоставив полученные данные о пробегах ресурсных седельных тягачей с их суммарными пробегами, мы в очередной раз убедились, что повторный и даже многократный капремонт двигателя – это обычная практика. Иначе невозможно было бы объяснить, каким образом наши автомобили могут проходить 900 000 км, 1 млн. км и больше.
Ответ на вопрос очевиден: российский седельный тягач служит до тех пор, пока его удается ремонтировать капитально.

Комментировать