Регламент работ при калибровке тахографа

Что такое калибровка (проверка/юстировка/тарировка/настройка)

Что такое калибровка (проверка/юстировка/тарировка/настройка) – это процесс измерения характеристических параметров транспортного средства и настройка тахографа на измеренные величины. А так же определение соответствия параметров настройки, установки, пломбировки и маркировки контрольного устройства (тахографа) требованиям ЕСТР.

Калибровка контрольного устройства должна быть проведена при наступлении любого из ниже перечисленных событий:

  1. Первоначальная установка после получения регистрационного номера (для цифровых тахографов);
  2. После установки тахографа в другом транспортном средстве;
  3. При изменение регистрационного номера транспортного средства (для цифровых тахографов);
  4. После ремонта тахографа, кабельного соединения и датчика;
  5. При отсутствии пломб и бирок;
  6. После изменения значения характеристического коэффициента транспортного средства – w);
  7. После изменение значения эффективной длины окружности ведущих колес транспортного средства – l или замена шин;
  8. Если время UTC спешит или отстает на 20 минут;
  9. После прохождения 2 лет с момента прошлого осмотра (24 месяца, 104 недели).

Регламент работ при калибровке

Калибровка тахографов осуществляется в два этапа: стендовая и дорожная проверка.

Стендовая проверка

Операции проверки подразделяются на визуальные и функциональные.

Визуальная проверка или осмотр позволяет убедиться в легальности использования контрольного устройства на транспортном средстве и подразделяется на следующие операции:

  1. Проверка соответствия внешних условий для возможности дальнейшего проведения настройки контрольного устройства (в случае совместного выполнения операций по проверке и настройке);
  2. Проверка наличия и целостности таблички с нанесенным знаком официального утверждения типа устройства;
  3. Проверка наличия и целостности таблички изготовителя устройства на каждом отдельном компоненте контрольного устройства с указанием данных: название и адрес изготовителя устройства, номер детали, присвоенный изготовителем, и год изготовления устройства, серийный номер устройства. Если места для указания вышеупомянутых данных на табличке недостаточно, на ней следует, как минимум, проставить название или логотип изготовителя и номер компонента устройства;

    Проверка наличия и целостности таблички мастерской с данными по настройке контрольного устройства и данными о мастерской, производившей эту настройку (за исключением установки и первичной настройки контрольного устройства);

  4. Проверка наличия и целостности заводских пломб на контрольном устройстве, препятствующих вскрытию корпуса);
  5. Проверка наличия и целостности пломб мастерской на всех компонентах, влияющих на правильность регистрации параметров движения контрольным устройством (за исключением установки и первичной настройки контрольного устройства);
  6. Проверка целостности корпуса датчика движения и контрольного устройства, соединительных кабелей и разъемов в пределах визуального доступа (за исключением установки и первичной настройки контрольного устройства).
  7. Функциональная проверка позволяет убедиться в правильности функционирования контрольного устройства и подразделяется на ряд операций:
  8. Считывание и перенос данных из памяти контрольного устройства в архив мастерской (в случае применимости),
  9. Определение погрешностей измерения скорости, времени и пройденного пути (в случае необходимости проведения данной проверки отдельно от настройки),
  10. Определение соответствия допустимой погрешности между заявленной и измеренной эффективной длиной окружности ведущих колес транспортного средства (в случае выполнения проверки без последующей настройки),
  11. Проверка правильности переключения режимов труда и отдыха водителей,
  12. Проверка работоспособности устройств считывания карточек контрольного устройства (в случае применимости),
  13. Проверка работоспособности кнопок управления контрольного устройства,
  14. Проверка работоспособности печатающего устройства (в случае применимости),
  15. Проверка работоспособности экрана контрольного устройства (в случае применимости).
  16. Занесение данных о результатах проведенной проверки в отчетную документацию мастерской.

Проверка может проводиться мастерской в качестве самостоятельной процедуры по требованию заказчика либо в составе процедур настройки контрольного устройства.

Дорожная проверка

Дорожная проверка включает в себя процедуру технического осмотра транспортного средства.

Технический осмотр транспортных средств проводят только при наличии действующего сертификата о прохождении техосмотра.

В ходе технического осмотра необходимо убедиться, что соблюдаются «стандартные» условия, приведенные в рекомендации МОЗМ Р 55-1981 для определения коэффициента транспортного средства W, а именно:

для оценки технического состояния транспортного средства проводят осмотр коробки передач, адаптера, датчика импульсов, при необходимости проводят их техническое обслуживание;

давление в шинах измеряют с помощью шинного манометра; измеренные значения в шинах должны соответствовать требованиям изготовителям;  

проверить на шинах отсутствие трещин, повреждений и местных отслоений протектора, высота рисунка протектора шин для грузовых автомобилей должна быть не менее 1,0 мм; измерение глубины протектора шин осуществляется глубиномером штангенциркуля в случае явного износа протектора шин.

В случае наличия трещин либо повреждений шин, а также несоответствия рисунка протектора и давления в шинах установленным требованиям, необходимо провести их техническое обслуживание.

Также проводится ряд операций:

  1. Считывание и перенос данных из памяти контрольного устройства в архив мастерской (в случае применимости),
  2. Автоматическое согласование датчика движения и контрольного устройства (в случае применимости),
  3. Определение и запись в память контрольного устройства постоянной контрольного устройства (k), соответствующей измеренному характеристическому коэффициенту транспортного средства (w),
  4. Корректировка (без ограничения) текущего времени UTC и установка поправки на местное время (при необходимости),
  5. Корректировка текущего показания счетчика пробега,
  6. Обновление или подтверждение других параметров, заложенных в контрольном устройстве: идентификация транспортного средства, показатели w и l, размер шин и регулировка устройства ограничения скорости (в случае применимости),
  7. Определение погрешностей измерения скорости, времени и пройденного пути,
  8. Установка таблички настройки параметров контрольного устройства,
  9. Пломбировка значимых компонентов датчика движения и контрольного устройства.

Автоматическое согласование датчика движения и контрольного устройства происходит в режиме настройки автоматически и заключается, как минимум в:

  1. Обновлении данных установки счетчика движения, содержащихся в памяти датчика движения (при необходимости),
  2. Копировании необходимых идентификационных данных датчика движения и блока памяти датчика движения в блок памяти контрольного устройства (в случае применимости).

После проведения согласования шифрованного датчика движения и контрольного устройства любая попытка модификации сигнала с датчика движения будет фиксироваться контрольным устройством в памяти.

Определение и запись в память контрольного устройства постоянной контрольного устройства — k производится мастером в следующем порядке:

— измерение характеристического коэффициента транспортного средства – w, одним из доступных мастеру способов;

— запись в память (или соответствующая настройка) контрольного устройства постоянной контрольного устройства – k, соответствующей значению измеренного характеристического коэффициента транспортного средства – w.

Измерение характеристического коэффициента транспортного средства – w мастер производит с использованием линейного участка по методу фиксированной дистанции.

По результатам произведенных замеров эффективной длины окружности ведущих колес транспортного средства, с использованием допущенного оборудования, а также определении других параметров, которые требуются для правильной настройки контрольного устройства (марка шин, ограничение скоростного режима движения, регистрационный и идентификационный номера транспортного средства и прочие параметры настройки, указанные производителем контрольного устройства), производится запись параметров настройки в память контрольного устройства (в случае применимости).

После завершения настройки установленного контрольного устройства на него или на иное место ТС, должна устанавливаться четко видимая и легко доступная табличка с параметрами настройки. После каждой настройки, проведенной авторизованным мастером, на месте прежней таблички устанавливается новая.

На табличке должны содержаться, как минимум, следующие данные:

— название, адрес или фирменный знак мастера или мастерской (который содержит название и адрес),

— характеристический коэффициент транспортного средства в форме «w = imp/km»… («w = … имп./км»),

— постоянная контрольного устройства в форме

«k = … imp/km» («k = имп./км»)

эффективная окружность шин ведущих колес в форме

«l = … mm» («l = мм»),

— типоразмер шин (маркировка) (в случае аналогового КУ не является обязательным параметром),

— дата определения характеристического коэффициента транспортного средства и измерение эффективной окружности шин колес,

— идентификационный номер транспортного средства (в случае аналогового КУ не является обязательным параметром).

Пломбирование контрольного устройства    

Завершение настройки сопровождается обязательным наложением пломб мастера или мастерской. Пломбы накладываются на следующие детали:

— любое соединение, которое в случае его нарушения приведет к не обнаруживаемым изменениям или к не обнаруживаемой потере данных;

— табличку с параметрами настройки, если только она не прикреплена таким образом, что ее нельзя снять, не повредив нанесенную на ней маркировку.

Указанные выше пломбы могут быть сняты:

— в случае аварийной ситуации,

— в целях установки, регулировки или ремонта устройства ограничения скорости или любого иного устройства обеспечения безопасности дорожного движения, при условии, что контрольное устройство продолжает функционировать надежно и правильно и пломбируется авторизованным мастером или мастерской сразу же после установки устройства ограничения скорости или любого иного устройства обеспечения безопасности дорожного движения или в течение семи дней в других случаях.

Каждый случай нарушения этих пломб должен быть предметом письменного уведомления с указанием причин, по которым были произведены такие действия. В случае обнаружения мастером факта нарушения пломб, мастер заполняет форму и передает один экземпляр владельцу ТС, один оставляет в мастерской.

Оформление результатов поверки

Результаты поверки заносят в протокол.

Результаты поверки считают положительными и тахограф признают пригодным к применению, если он соответствует требованиям настоящей методики. Положительные результаты поверки оформляют путем выдачи свидетельства о поверке и наносят оттиски поверительного клейма в соответствии со схемой пломбировки.

При отрицательных результатах поверки выдают извещение о непригодности с указанием причин непригодности. Тахограф, не прошедший поверку, к применению не допускается. Предыдущее свидетельство аннулируют, а клейма гасятся. В паспорте тахографа делается отметка о прохождении поверки.

Условия поверки

При проведении стендовой поверки тахографа должны быть соблюдены следующие условия:

  1. Температура окружающего воздуха, оС — (20 ± 5);
  2. Относительная влажность окружающего воздуха, % — (30- 80);
  3. Атмосферное давление, кПа   — (84 -106);
  4. При проведении дорожной поверки тахографа должны быть соблюдены следующие условия, рассматриваемые в МОЗМ Р55-81 как «стандартные” условия:
  5. Транспортное средство находится в рабочем ненагруженном состоянии;
  6. Давление шин соответствует требованиям руководства по эксплуатации конкретного
  7. Транспортного средства (рекомендациям изготовителя);    
  8. Износ шин находится в пределах, установленных ГОСТ 25478-91, т.е. отсутствие
  9. Трещин, повреждений и местных отслоений протектора, высота рисунка протектора
  10. Шин для грузовых автомобилей должна быть не менее 1,0 мм.

Комментировать