серия грузовиков третьего поколения — ЗИЛ-169 (ЗИЛ-4331)
Время на конвейере: 1986-2003
В 1980 г. коллектив инженеров и конструкторов получили задание в короткие сроки создать грузовик на шасси ЗиЛ-130, схожий по внешнему виду с ним и вооруженный дизелем ЗиЛ-130 ГМД. Работу исполнили в 1981-м, но дальше образца опытного дело не пошло. Так как все силы брошены на завершающую доводку ЗиЛ-169, к тому времени получивший название ЗиЛ-4331. Подфарники и фары нашли окончательное местоположение в более широком бампере оригинальной формы,укоротили оперение, из легкого пластика АВС сделали объемной облицовку радиатора, во всю ширину оперения. Передок автомобиля сильно убавил в весе. Этот вариант и покинул завод в 1986 г.
Разработка этого грузовика заняла около 10 годов. Для выпущеной машины спроектировали V-образный 8-цилиндровый дизель ЗИЛ-645 смесеобразование объемно-пленочное . Его мощность — составила 185 л. с.Мотор сблокирован с девятиступенчатой коробкой передач полностью синхронизированной. Капот,облицовка радиатора, крылья интегрированы в один общий узел, который, откидывается вперед на шарнирах . Комфортная кабина вооружена подпружиненным сиденьем в трех направлениях регулировками. Платформа — цельнометаллическая. Машина грузоподъемностью 6,3 тонн развивает скорость до 98 км/ч, а расход топлива равен 17 — 22 л / 100 км для одиночной машины или 25 — 31 л / 100 км для машины с прицепом. В1986 году начато производство ЗИЛ-4331 . Существует версия со сдвоенной кабиной – для спецтранспорта. В 1989 г. был изготовлен спец вариант для кольцевых автогонок грузовиков. Из самых заметных версия автомобиля появилась в 1992 г. Это седельный тягач с отдельным спальником на два человека, боковыми обтекателями и «юбкой» бампера.Предполагалось устанавить двигатель ЗиЛ-6454 с ёмкостью до 9,55 л рабочим объемом и мощность 200 л.с. ,а с турбонаддувом 250 лошадей.Разнообразие двигателей и неудовольствие армейцев интегральным оперением – на бездорожье, при перекосе раме, невозможно «закрыть капот» – пришлось создать на базе этого грузовика версию с капотом аллигаторного типа -ЗиЛ-4331А. Модификации: ЗИЛ-432930 — модель с короткой базой семейства 4331 с металическим бортовым кузовом. ЗИЛ-433110 — грузовик базовый семейства 4331. ЗИЛ-431610 и 431710 — гбо, работающий на бензине и сжатом природном газе . ЗИЛ-431810 — гбо, работающие на газе (на базе 431410). 43314Б с длинной базой со специальным спальным отделением в кабине, зил 4332 со спальником, зил 4335 шасси для установки кузовов, зил 4421 седельный тягач и прочие. ЗИЛ-433112 — шасси для установки специальных кузовов и оборудования, в том числе пожарного. ЗИЛ-433360 — грузовик с короткой базой и кузовом из дерева. ЗИЛ 43305А — тягач седельный 6×4.С нагрузкой на седло 11350 кгс, максимальная масса тягача 18600 кг, максимальная масса буксируемого полуприцепа 26800 кг, максимальная масса автопоезда 33000 кг. Дизель, двигатель ЗИЛ-6454 (200 л.с.) Колёсная база, от 3800 до 4500 мм.Тип двигателя дизель Расположение. и количество цилиндров V8 Рабочий объём мотора, 8.743 литров у ЗИЛ-645
Масса снаряжения \ полная, кг 4820 \ 11140 Грузоподъёмность, кг 6000 Мощность двигателя, при об/мин. 185 лошадей Колесная формула, 4Х2 Коробка передач 9-ступенчатая. Максимальная скорость, км/ч 98 Расход при 60 км/ч-18 л.,л/100 км -23л. Кузов — с металлическим основанием деревянная платформа , с откидными задними и боковыми бортами. Боковые борта состоят из трех частей. Предусмотрена установка тента и каркаса. Кабина — трехместная, расположение за двигателем.Водительское сиденье — регулируемое по высоте, длинне и наклону спинки. Двигатель.Модели КамАЗ-740.10 Основной прицеп — ГКБ8350. Карданная передача — два карданных вала последовательных с опорой промежуточной привода среднего моста и кардана заднего моста. Главная переддача ведущих мостов —гипоидная, одноступенчатая, передаточное число — 6,83,проходной средний мост, с блокировкой межосевого дифференциала, привод блокировки — пневматика.Дисковые колеса, обод 7,0-2,0, крепление на 8 усиленных шпильках. Шины 9,00R20 (260R508),воздушное в шинах у передних колес 7,3;у тележки — 5,3 кгс/см. кв. Количество колес 10 плюс 1 запаска.Передняя подвеска — на полуэлиптических рессорах с скользящими задними концами и амортизаторами; задние — рессорно-балансирная с шестью штангами реактивными ,у рессор концы скользящие. Тормозная система — с барабаным механизмом диаметром 420 мм,у передних накладок ширина 70 мм, тормоз тележки — 140 мм,кулачковый разжим,пневматический двухконтурный привод.Камеры тормозные с переди — тип 20; у тележки — тип 24/24, с пружинными аккумуляторами. Ручник — на тормоза тележки от пружинных аккумуляторов, привод — пневматика. Запасной тормоз совмещен со стояночным. Вспомогательный — моторный тормоз с управлением на пневматике. Привод тормозов прицепа — скомбинированный двух- и однопроводный. Рулевое управление.Рулевое устройство — винт с шариковой гайкой ,поршень-рейка, зацепляющяяся с зубчатым секктором вала сошки, с встроенным гидроусилителем, передаточное. число 20.Масло давления в усилителе 85-90 кгс/см. кв.Электрооснастка.Напряжение 12 Вольт, система запуска двигателя —стартер 24 В, аккумуляторная батарея 6СТ-190 две штуки, генератор 3811.3701 с регулятором напряжения -шоколаткой РР132, стартер СТ142б