истинный ариец Actros

В России любят немецкие товары: мужскую обувь, бытовую технику, предметы коллекционирования, но больше всего — легковые автомобили и грузовики. Потому что эти вещи сделаны качественно, надежно и надолго. Владеть ими не только приятно, но и полезно. Mercedes-Benz Actros относится к данному списку и занимает в нем особое место. Работать на такой машине престижно, а владельцу парка — еще и выгодно: за счет экономии на топливе, расходных материалах и высокого коэффициента выхода в рейс. С началом производства флагмана коммерческой гаммы немецких большегрузов количество заказов на него постоянно растет, а вторичный рынок интенсивнее насыщается «бэушками».
ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ
Первый Actros дебютировал в 1996-м и сразу стал «Грузовиком года-1997». По сравнению с предшественником серии SK он был перенасыщен электроникой, которая имела свойство «глючить». Из-за этого впечатление от него было смазано, и не критиковал его только ленивый. Через пять лет после мирового дебюта Mercedes-Benz Actros продавали почти в 100 странах мира, а его сборку кроме Германии осуществляли в Египте, Иране, Марокко, Тунисе, Саудовской Аравии и ЮАР. К концу конвейерной жизни первенца с именем Actros изготавливали в среднем по 200 единиц в день, и все равно их не хватало.
Второе поколение немецкого флагмана появилось на заводе в Верте в январе 2003-го и на корню исправило репутацию автомобиля. Название перестало ассоциироваться с проблемами и недочетами первенца, и второй Actros легко победил конкурентов в конкурсе International Truck of the Year, став «Грузовиком года-2004». Сейчас это один из самых популярных тягачей российских дальнобойщиков.
Второй Actros предоставил перевозчикам более комфортабельные условия для труда и отдыха. На несколько лет он стал образцом безопасности в серийном исполнении. За счет инновационных технических решений вождь грузовых «Мерседесов» обеспечил более высокую рентабельность доставки грузов. Флагман получил более мощные моторы, новую конструкцию мостов и подвески, интегральную конструкцию задней части. Был продлен срок службы двигателей и дополнительно увеличены межсервисные интервалы. По сравнению с моделями первого поколения номинальная мощность двигателей выросла с 7 до 27 л.с., а максимальный крутящий момент прибавил 8% или 150 Нм. Была усилена головка блока цилиндров и изменена его прокладка, использованы новые форсунки и турбокомпрессор с увеличенной подачей воздуха. Кроме того, усовершенствован впрыск топлива и выпускные каналы, установлены новые поршни с улучшенным охлаждением. Конструкторы применили также вентилятор с более высоким КПД и воздушные компрессоры с сокращенным потреблением мощности на холостом ходу.
Самым популярным в России стал магистральный седельный тягач модели 1841 LS 4х2 с колесной базой 3600 мм и самой комфортабельной кабиной Megaspace. На втором месте по количеству заказов было низкорамное шасси 2541 L/NR 6х2 с колесной базой 4800 мм и длинной кабиной L. Третье место по числу заявок прочно удерживало шасси 2541 6х2 с колесной базой 4500 мм и кабиной L.
ЦЕНОВАЯ ДОСТУПНОСТЬ
Новый Actros второго поколения вы уже нигде не купите, поскольку с 2008 года в производстве (в том числе в Набережных Челнах) находится Actros-3. Но для справки: к моменту снятия с производства седельный тягач модели 1841 с 408-сильным двигателем Euro-3, ABS, кондиционером, центральным замком, низкой кабиной, баком на 800 л и одним спальным местом в России продавали за 96 тыс. евро. Почти 100 тыс. евро стоил такой автомобиль с автоматизированной коробкой передач PowerShift, противобуксовочной системой ASR и двигателем уровня Euro-5 — его выбирали международные перевозчики.
Подержанный Actros-2 с маленьким пробегом вы сейчас не найдете, но в свое время при километраже в районе 750 тыс. км его можно было приобрести за 25-26 тыс. евро. В принципе, сейчас актуально третье поколение, и цены на него разнятся в зависимости от года выпуска, комплектации и жадности продавца. Хороший двухосник можно взять и за 1,5 млн руб., и за 1,2 млн руб. А вот в «лимон» вряд ли уложитесь, тем более что сейчас по отношению к нашей национальной валюте курс евро продолжает расти.
Автомобиль-шасси, мебельный фургон на 52 м3 или бортовой тягач с колесной формулой 6х2 в приличном состоянии обойдутся в 34-35 тыс. евро — уже с таможенной очисткой и НДС. Такие машины проще найти на европейской стоянке или у нас, но без пробега по России. Те, что успели поколесить по отечественным «направлениям» и столкнуться с первой извечной российской бедой, оцениваются дешевле.
В отличие от 90-х годов прошлого века, сейчас в РФ можно приобрести подержанный Actros и в лизинг. Предварительные условия финансового лизинга от ООО «ДаймлерКрайслер Лизинг Автомобили» по приобретению тягача с пробегом устроят многих. При базовой стоимости транспортного средства без учета постановки на учет в 41,8 тыс. евро, сроке лизинга 48 месяцев и предоплате в 8360 евро (20%) ежемесячный платеж составит 885 евро (включая НДС в размере 135 евро). Удорожание ТС — 5,4% в год, а общая сумма договора лизинга — 50835 евро (в т.ч. 7755 евро в виде НДС). Таким образом, за два года покупатель переплачивает примерно 9 тыс. евро. Но условия постоянно меняются, поэтому реальный расчет лучше делать непосредственно у лизингодателя. Кроме того, условия программ по лизингу новой и подержанной техники разнятся.
ДЛЯ РОССИИ И В РОССИИ
Специально для российских перевозчиков в свое время было предусмотрено коммерческое предложение по модели Actros 1841 LS 4х2. Полная стоимость такого седельного тягача в так называемом пакетном исполнении составляла 63,5 тыс. евро на условиях франко-завод в г. Верт, Германия. При этом на автомобиле был установлен 500-литровый топливный бак, отсутствовали холодильник и кондиционер. С кондиционером такая машина обходилась на 500 евро дороже. А 25-литровый холодильник и 650-литровый алюминиевый топливный бак тянули еще на 1,5 тыс. евро. Для сравнения: стоимость такого же автомобиля в базовой комплектации составляла 68 тыс. евро (пакетного — 64,9 тыс. евро).
Однако тех, кто сам ездил в Германию за автомобилем, брал на себя риск перегона и нервотрепку с таможней, оказалось немного. К тому же нужно оформлять визу для водителя, платить командировочные, да и вообще отрывать водителя. Поэтому большинство перевозчиков предпочитают брать уже полностью растаможенную технику в России. После уплаты НДС MB Actros 1841 LS 4х2 тянул уже на 88,5 тыс. евро, и новый автомобиль дешевле в Москве было не найти.
Одними из первых «истинного арийца» в России опробовали и оценили международные автоперевозчики. Они устроили многодневный автопробег автопоезда в составе седельного тягача Mercedes-Benz Actros 1841 и полуприцепа «Новтрак» SP 24-115-PR с грузом массой 21,5 т. А потом подготовили объективный отчет о среднем расходе топлива в различных дорожных условиях на маршруте протяженностью 18 тыс. км.
Минимальное потребление топлива было отмечено на отрезках Москва—Выборг и Выборг—Хельсинки: 33 и 31 л/100 км соответственно. Отрезки Курган—Омск и Омск—Новосибирск сцепка прошла со значениями 38 и 35,7 литров на «сотню». На пути Москва—Казань из-за пробок расход вырос до 39 л/100 км, а максимальный «аппетит» в размере 44,7 л был отмечен между Иркутском и Кяхтой. В среднем расход составил 36,9 л/100 км, что совсем неплохо.
Экспертная оценка седельного тягача Mercedes-Benz Actros 1841 специалистами АСМАП по результатам испытаний составила 4,5 балла из пяти возможных. Она могла быть и выше, но подвела полнота содержания и уровень эксплуатационной документации на русском языке, прилагаемой к каждому автомобилю — за нее начислили только 2,9 балла. Топливную экономичность международники оценили в 4,5 балла, динамические и ходовые свойства вкупе с безопасностью — по 4,6 балла. Безопасность и комфортабельность рабочего места водителя и спальных полок получили 4,7 балла. Пусковые свойства и приспособленность к работе при низких температурах, равно как и приспособленность к транспортному процессу заслужили по 4,8 балла. Максимальные 4,9 балла были выставлены за наличие и эффективность бортовой информационной системы, а также уровень надежности и безотказность.
ПРИРУЧЕННЫЙ «ДАЛЬНОБОЙ»
В кабине Actros трудно к чему-то придраться, и дело не в пиетете перед мировым брендом: коммерческие автомобили с трехлучевой звездой очень хорошо продуманы с точки зрения эргономики и качества. Кресло переднего пассажира отмечено высшей наградой акции «Здоровая спина», а реечное основание верхней кровати из стеклофибра позволило получить знак качества врачей-ортопедов. Как бы ни смешно это звучало, после пребывания за рулем расслабиться в таком кресле или распрямить ноги на кушетке очень приятно.
Вместо старого матраса из вспененного материала внизу лежит матрас с независимыми пружинами, каждая из которых вшита в отдельный мешочек из нетканого материала. Для обеих кроватей предусмотрено постельное белье: холщовый наматрасник, натяжная простыня-чехол, спальный мешок, подушка и покрывало. При необходимости все это убирается в специальную сумку. А у кого заводских вещей не осталось, могут напрячь тещу или дать задачу жене: вынь да обеспечь! Про утилитарные емкости, вещевые отделения и кармашки нет разговора — их количество и объемы превосходят все ожидания.
Управлять истинным «арийцем» легко и приятно. Сразу после появления Actros получил 16-ступенчатую КПП с ускоряющей передачей и, кстати, через шесть лет после дебюта первого поколения он оставался единственным серийным грузовиком, на всех модификациях которого применялась система облегчения переключения передач. Устанавливавшаяся ранее откидная педаль «на случай поломки электроники» на втором Actros отсутствует. Ею, в принципе, никто не пользовался, а на новой модели с системой автоматического переключения передач Telligent необходимость в ней и вовсе отпала.
И на ровной дороге, и на крутых подъемах КПП работает безукоризненно, и управлять автомобилем — одно удовольствие. Радиус поворота колес позволяет совершать маневры без лишнего риска и переживаний. На «автомате» ехать комфортнее, поскольку никаких дополнительных программных переключателей, кроме выбора между ручным и автоматическим режимом, просто нет. Уровень шума в кабине небольшой, и даже после длительного пребывания за рулем усталости не ощущается.
На новой модели высота расположения рамы уменьшена на 30 мм. Визуально этого не заметишь, но на большой скорости ощущаешь: автомобиль более устойчив и в управлении послушнее. Лучшей динамике способствуют амортизаторы, благодаря которым от прежних упругих элементов заднего моста вообще отказались. В поворотах Actros стабилен. И дело даже не столько в увеличении ширины колеи на 18 мм, но и в конструкции всей подвески. Кстати, в пневматической подвеске общий объем баллонов уменьшили с 52 до 32 л, а рабочее давление увеличили с 6,3 до 7,6 бар.
Ездить на Actros так же легко, как и на легковом автомобиле. Кнопки управления телефоном и радиоприемником на руле, и нажатия пальцем достаточно, чтобы войти в меню борткомпьютера. Отсюда можно управлять также навигационной системой и настраивать автономный отопитель. Вечером неоценимым помощником выступает яркий головной свет. Ксеноновые фары поставляются вместо галогенных ламп накаливания Н7 как опция, но выигрыш от них очевиден: удвоенная мощность светового потока при вдвое меньшей потребляемой мощности. При этом у ксенона практически неограниченный срок службы. В пасмурную погоду и в условиях плохой видимости «противотуманки» делают автомобиль более заметным, и это тоже вселяет спокойствие и уверенность.
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
На Actros-2 ставили КПП с системой механического переключения передач HPS, полуавтоматического и автоматического переключения Telligent, и с системой Mercedes PowerShift на 12- и 16-ступенчатых механических коробках. Большинство автомобилей поступало в Россию с «механикой», т.е. с гидропневматической системой переключения передач. Для этого типа КПП завод рекомендует переключать передачи как можно реже, только в случае необходимости. По возможности предлагается переключать передачи не последовательно, а сразу через несколько ступеней. Понятно, что при движении нужно следить за показаниями тахометра и стремиться поддерживать работу двигателя в экономичном режиме. Для достижения оптимального расхода топлива рекомендуется своевременно переключаться перед подъемами и уклонами и следить за тем, чтобы стрелка тахометра не заходила в красную зону. У нас же встречаются водители, которые переключают передачи по-спортивному — с раскруткой двигателя до очень высоких оборотов. Помимо того, что топливо льется, как Ниагарский водопад, такие действия могут нанести и вред двигателю.
Переход от повышенной к пониженной передаче делителя допускается только на скорости автомобиля менее 40 км/ч. Если при включении пониженной передачи раздается предупредительный зуммер, значит, частота вращения коленчатого вала превысила допустимый максимум. В этом случае не отпускают педаль сцепления и выбирают более высокую передачу. Чтобы не повредить механизм синхронизации, усилитель переключения передач автоматически отключается. Это означает, что для переключения КПП потребуется приложить к рычагу более значительное усилие, главное — знать меру и не переусердствовать.
Еще одна ошибка водителей — пагубная привычка опираться на рычаг или крепко держать его в руках при переключении. Mercedes — это не КамАЗ, и он такого обращения не любит. Если после включения передачи не отпустить рычаг управления КПП, а опираться на него, это может повредить коробку. Следует также иметь в виду, что движение с повышенными или пониженными частотами вращения коленвала вредно для двигателя.
Система полуавтоматического переключения передач Telligent предлагает четыре возможности на выбор. Первая — прямое переключение на основе выбора электроникой, например, в городском режиме. Вторая — переключение на основе выбора водителем и предварительного выбора системой Telligent во время коротких остановок, например, у светофора. Третья — прямое переключение на основе выбора передач водителем, скажем, перед подъемом. Четвертая — переключение на основе предварительного выбора водителем, например, для обгона.
На стоящем автомобиле с задействованным стояночным тормозом или с нажатой педалью рабочего тормоза предварительный выбор передачи сохраняется в памяти примерно в течение двух минут. В режиме движения или при отпущенном стояночном или рабочем тормозе — около 10 секунд. Если отпустить педаль сцепления до включения передачи, система полуавтоматического переключения передач Telligent перейдет в нейтральное положение. Если в пределах двух секунд вновь выжать педаль сцепления, не трогая рычаг КПП, система автоматически включит оптимальную для данного момента передачу. В общем, ничего сложного.
ЗНАНИЕ — СИЛА!
Как и многие другие коммерческие транспортные средства, Actros не идеален. На нем тоже сказывается специфика российского рынка и, прежде всего, качество топлива и состояние дорог.
К минусам можно отнести чувствительность к наличию влаги и посторонних частиц в топливе, зависимость от фирменных СТО при ремонте электроники, необходимость строгого соблюдения межсервисных интервалов. Некоторые перевозчики отмечают высокую стоимость оригинальных запчастей и большие сроки поставки, но это справедливо лишь в отношении автохозяйств из удаленных от центра регионов страны. Что ни говори, а список достоинств Actros значительно больше перечня недостатков.
Чтобы «немец» был не в тягость, а в радость, специалисты рекомендуют соблюдать правила, прописанные в руководстве по эксплуатации и знать некоторые вещи как таблицу умножения. Например, что завод рекомендует ездить и переключать передачи не на слух, а руководствуясь показаниями тахометра.
Опытные дальнобойщики знают, что утечка воздуха в пневматической тормозной системе чревата опасностью. При слишком низком давлении воздуха в ресиверах происходит блокировка тормозов. Нельзя трогаться с места, если лампа STOP не гаснет, а в ресиверах первого или второго тормозного контура давление воздуха ниже 6 бар (об этом подскажут контрольные лампы). Эксплуатационная надежность считается обеспеченной, если давление воздуха в ресиверах тормозных контуров составляет не менее 10 бар. При этом контур сжатого воздуха для дополнительных потребителей заполняется лишь после заполнения первого и второго контуров. Перед троганием с места давление воздуха в ресиверах контура дополнительных потребителей должно составлять не менее 8,5 бар. Показания давления воздуха в ресиверах обоих тормозных контуров можно вывести на дисплей с помощью бортового компьютера через меню «Контрольная информация».
Содержание серы в топливе — настоящая головная боль российских дальнобойщиков. Для нормальной эксплуатации автомобиля нужно провести установку значения содержания серы в используемом дизельном топливе. Для удобства в руководстве по эксплуатации есть специальная таблица. Высокий процент этого вещества ускоряет процесс старения моторного масла. В соответствии с введенными данными ТО Telligent рассчитывает сервисные интервалы для смены моторного масла.
Аварийный выключатель NOT-AUS — еще одна важная деталь. Автомобили для перевозки опасных грузов имеют два таких, которые служат для отключения энергопитания в экстренной ситуации с целью предотвращения короткого замыкания и искрообразования, способного вызвать пожар или привести к взрыву. Пользоваться им можно только в случае опасности и на остановленном автомобиле, в противном случае есть опасность аварии: двигатель выключается, гидроусилитель рулевого механизма и ABS не работают, гаснут осветительные приборы.
Повернув ключ в замке зажигания в положение пуска двигателя, не следует нажимать на педаль акселератора и сцепления. У работающего на холостом ходу мотора автоматически поддерживается частота вращения около 550 об/мин. При необходимости частоту вращения можно увеличить. Но если двигатель не запускается, процесс нужно прервать максимум через 20 секунд. Повторить процедуру можно не раньше, чем через минуту. Перед новой попыткой пуска ключ в замке зажигания должен быть повернут до отказа назад. После трех попыток пуска следует выдержать паузу примерно в 3 минуты.
Стремясь сэкономить топливо, некоторые водители после пуска двигателя сразу начинают движение. Делать этого не рекомендуется. Нужно дать мотору поработать на холостом ходу, пока не установится достаточное давление масла. В период прогрева нельзя делать обороты слишком высокими. Это позволит избежать не только повышенного износа деталей цилиндро-поршневой группы, но и возможного повреждения двигателя.
Прогрев двигателя на ходу производится при средней частоте вращения, т.е. в зеленой зоне тахометра. В зависимости от температуры наружного воздуха рабочая температура мотора порядка 70-95°С достигается примерно через 10-15 минут при плюсовых температурах и через 15-20 минут при минусовых. И ясно как дважды два, что использование двигателя на полную мощность возможно только после достижения рабочей температуры.
Остановив автомобиль, задействовав стояночный тормоз и переключив КПП в нейтральное положение, нельзя спешить глушить двигатель. Если температура охлаждающей жидкости значительно повышена, примерно 2 минуты ему нужно дать поработать на холостом ходу. То же самое относится и к случаю, когда турбокомпрессор, работающий от ОГ, сильно нагрет вследствие работы на полной мощности, например, при движении на подъем.
Поскольку на подъемах и уклонах для удержания груженого автомобиля/автопоезда тормозное усилие цилиндров пружинного энергоаккумулятора может оказаться недостаточным, следует воспользоваться противооткатными башмаками. Их принято ставить и под колеса тягача, и под колеса полуприцепа. Если при отпускании СТ контрольная лампа на панели приборов не гаснет, значит, давление в ресивере тормозного контура с пружинными энергоаккумуляторами слишком низкое (меньше 5,5 бара). При необходимости буксировки тягача снять его с СТ можно и механическим путем.
Противооткатное устройство является частью системы Telligent и помогает удерживать автомобиль от скатывания при трогании с места на уклонах. После включения оно остается активированным, в том числе и после промежуточной остановки или при выключенном двигателе с включенной передачей переднего или заднего хода. Его нельзя включать зимой, т.к. после остановки на уклоне колеса могут заблокироваться и автопоезд начнет неконтролируемое скольжение. Автоматически выключается при возобновлении движения автомобиля.
В качестве постоянного тормоза на Actros используется моторный тормоз и ретардер. Его не используют на скользкой дороге, поскольку колеса могут заблокироваться и вызвать занос. Тормоз включается автоматически при нажатии на педаль тормоза груженого автомобиля и при вступлении в действие системы регулирования дистанции до впередиидущего автомобиля Telligent. В зависимости от температуры охлаждающей жидкости эффект действия тормоза-замедлителя снижается. В таком случае на дисплее появляется сообщение в виде буквы R в кольце с термометром справа. Действие моторного тормоза зависит от частоты вращения коленвала: выше обороты — выше эффективность торможения двигателем. Если контрольная лампа на панели приборов загорается в положении рычага 0, тормоз-замедлитель выключать нельзя.
Александр КАЛУГИН  

Комментировать