Самостоятельная проверка датчика положения коленчатого вала

Самостоятельная проверка датчика положения коленчатого вала

Двигатели современных автомобилей чувствительны к выходу из строя различных электронных компонентов. Одним из таких компонентов является датчик положения коленвала (ДПКВ). Как явствует из названия, это устройство, расположенное в районе коленчатого вала, передаёт на электронный блок управления (ЭБУ) информацию о числе оборотов коленчатого вала.

Принцип работы и симптомы неисправности

Информация поступает в виде генерируемых различными способами электронных импульсов, являющихся точкой отсчёта для работы ЭБУ. В зависимости от конструкции двигателя, при отсутствии этих импульсов может происходить следующее:

  • Блок управления переходит в аварийный режим работы, руководствуясь данными, поступающими с датчика положения распределительного вала (ДПРВ). При этом увеличивается расход топлива, ухудшаются тяговые характеристики двигателя, возникают провалы.
  • Мотор работает с перебоями или вовсе не заводится. Это бывает, когда переход в аварийный режим не предусмотрен программой ЭБУ.

О неисправности датчика коленвала должна сигнализировать лампа CHECK ENGINE, загорающаяся на панели приборов. Но так бывает не всегда. Если ошибка в работе устройства плавающая, она может не записываться в память блока управления. Для получения объективной картины работы систем зажигания и впрыска топлива необходимо выполнить компьютерную диагностику, подключив специальное оборудование к диагностическому разъёму. Если такой возможности нет, существуют простые способы диагностики, воспользоваться которыми может даже начинающий автолюбитель.

Самостоятельная проверка

Оговоримся сразу, что подобным образом можно диагностировать далеко не все типы устройств, а только работающие в системах управления ДВС, созданных на основе разработок компании BOSCH. Именно такие модели встречаются на моторах ВАЗ, УМЗ и ЗМЗ. В них используются ДПКВ индуктивного типа. В этом случае для контроля будет достаточно обычного мультиметра с функцией прозвонки диодов.

Первичная диагностика

Самостоятельная проверка датчика положения коленчатого вала
Для проведения первичной проверки нет необходимости снимать датчик с двигателя. Сделать нужно следующее:

  • Отсоединить разъём ДПКВ от электропроводки.
  • Переключить мультиметр в режим контроля диодов.
  • Произвести замер сопротивления между клеммами 1 и 2 (они пронумерованы).
  • Поменять положение проводов мультиметра на клеммах и прозвонить ДПКВ в обратную сторону.

Замеры производят при температуре от +10 до +30 градусов Цельсия. На исправном датчике показания, при замере в обе стороны, находятся в пределах 650 – 800 Ом. В идеале должно быть 750 Ом. Если параметры отличаются от указанных, деталь подлежит замене.

Окончательный диагноз

Чтобы полностью убедиться в работоспособности устройства, придётся его демонтировать. Сложность процедуры откручивания болта крепления зависит от его места расположения. После этого:

  • Подсоединяем мультиметр, переключённый в режим контроля диодов, к клеммам 1 и 2.
  • Проводим металлическим предметом – это может быть обычный гаечный ключ – по торцу датчика. Показания прибора должны измениться. Если этого не происходит, отправляем деталь в мусорное ведро.

Внимание! Недопустимо подавать на клеммы ДПКВ высокое напряжение. Это станет причиной выхода датчика из строя!

Ещё раз обращаем ваше внимание на то, что описанные методы диагностики довольно грубые и применимы лишь для проверки датчиков коленвала определённого типа. Если ваш автомобиль оснащён иными системами электронного управления, такими как, к примеру, Simtec 56.1 и более поздних модификаций, устанавливаемых на автомобили компании General Motors, самостоятельную проверку выполнить не получится. Потребуется специальное оборудование, приобретать которое для использования в личных целях едва ли имеет смысл.

Проверка зубчатого диска

Самостоятельная проверка датчика положения коленчатого вала
Важная проверка, которую необходимо произвести при появлении симптомов неисправности ДПКВ – замер зазора между торцом датчика и установочным зубчатым диском, расположенном на коленчатом валу. Зубцы придётся предварительно очистить от грязи. Зазор должен находиться в пределах 1 – 1,4 мм по всей окружности. Убедитесь в этом, проворачивая коленчатый вал и производя замеры через определённые промежутки. Если параметры превышают установленные пределы, установочный диск придётся заменить.

Комментировать